Английский язык по своей структуре довольно сильно отличается от русского. Например, в нем присутствует отдельная группа глаголов, которые не переводятся, но выполняют в предложениях довольно важную роль. Называются они вспомогательными, и на первых порах изучения, особенно на курсах английского с нуля, вызывают немало вопросов у наших студентов.
Мы уверены, что сложности со вспомогательными глаголами возникают у многих, поэтому приготовили очередную памятку, в которой постараемся подробно раскрыть эту тему и объяснить правила использования to be, to have и to do.
Но начнем, как всегда, с теории. Разберемся, что это за группа глаголов, какую роль они выполняют в предложении и чем отличаются от обычных глаголов, несущих основную мысль.
Вспомогательный глагол – довольно распространенная часть речи в английском языке, которая имеет название Auxiliary Verbs. Он выполняет несколько важных функций:
При переводе на русский язык вспомогательные глаголы просто опускаются, поскольку по факту они просто не наделены значением. Их конечно можно попытаться перевести дословно, но тогда русская речь окажется не слишком грамотной, а точнее несогласованной. А вот логическая нагрузка в таких предложениях ложится на основной глагол, который так и называется – смысловым.
В русском языке глаголы изменяются в соответствии с категориями времени, числа и рода при помощи окончаний и приставок:
Как видите, корень русских слов остается неизменным, а приставки и окончания наполняют предложение смыслом. Таким образом один глагол в русском языке, даже без контекста способен предоставить максимум информации.
В английском языке роль «неизменяемого корня слова» берет на себя смысловой глагол. Единственные изменения, которые он может претерпеть – это изменение окончания в соответствии со временем. Эти окончания –ing и –ed, которые указывают на продолженное и совершенное действие.
А все остальные функции по определению времени, лица и числа берут на себя те самые вспомогательные глаголы, функция которых вытекает из названия: помощь основным глаголам, которые передают смысл.
Также к важным функциям вспомогательных глаголов относятся участие в построении отрицаний и вопросов. С их помощью можно определить активный или пассивный залог.
Не спешите пугаться, если вам показалось, что английский язык невероятно сложный и освоить дополнительные глаголы будет трудно.
На самом деле это не так, да и вспомогательных глаголов всего три. Давайте рассмотрим каждый подробнее.
To be
Этот глагол применяется в предложениях для формирования каждого из времен категории Continuous. Также с его помощью формируется пассивный залог.
Он склоняется по лицам и временам по следующей схеме:
I am / I was / I will be
You are / You were / You will be
He is / He was / He will be
Вы видите, что изменяется он только в настоящем времени и незначительно в прошедшем. А вот в будущем его форма выглядит одинакова для всех трех лиц в единственном и множественном числе.
Давайте посмотрим на примеры:
Maria is drinking tea now. – Мария сейчас пьет чай.
Grandpa Sam was watching TV when I came to visit him. – Дедушка Сем смотрел телевизор, когда я пришел к нему в гости.
You will draw when you finish you essay. – Ты порисуешь, когда закончишь сочинение.
To have
Этот глагол используется для построения предложений с использованием всех времен группы Perfect. При этом форма предложения может быть любой: утвердительной, отрицательной или вопросительной – это значения не имеет.
В соответствие с лицами и временем он склоняется следующим образом:
I have / I had / I will have
You have / You had / You will have
He has / He had / He will have
Вы видите, что этот глагол по сути имеет всего 2 формы, которые не изменяются по лицам, а только в соответствие со временем.
Вот некоторые примеры:
Have you cleaned you room? – Ты убрал свою комнату?
My grandmother has knitted for me a sweater to the holiday. – Моя бабушка связала для меня свитер к празднику.
Lessons had ended before I got hungry. – Занятия закончились до того, как я проголодался.
Таким образом запомнить две формы глагола вовсе не сложно. А грамотное построение предложений – очень важный навык.
To do
Применение глагола to do распространено при построении вопросов и отрицаний в соответствии с временами Present и Past Simple. Глагол способен изменяться по лицам:
I do / I did / I did not
You do / You did / You did not
He does / He did / He did not
Зачем нужен вспомогательный глагол do вы поймете, посмотрев на эти примеры:
I don't like chocolate ice cream. – Я не люблю шоколадное мороженное.
Does she like red roses? – Любит ли она алые розы?
They played better than usual, but they didn’t win. – Они играли лучше, чем обычно, но победить так и не сумели.
Если вы дружите с временами и построением вопросов, то проблем с этим глаголом у вас точно не возникнет.
Наверное, мы не сообщим вам новость, но эти же глаголы могут играть в предложении и основную функцию, то есть нести смысловую нагрузку.
Как отличить, какую роль выполняют глаголы в конкретном предложении? Очень просто. Как мы уже выяснили, вспомогательные глаголы не несут смысловой нагрузки и при переводе чаще всего просто упускаются. К тому же они всегда стоят в связке с основным глаголом. Роль основного глагола – выражать действие. Например, идти – go, бежать – run, плыть – swim и так далее.
Поэтому, если в предложении варианты to be, to have, to do стоят в одиночку, значит они играют основную роль. В этом случае их смысловым значением является:
When I graduate from university, I will be a doctor. – Когда я окончу университет, я стану доктором.
I have a large collection of films about the war. – У меня есть большая коллекция фильмов о войне.
I do my homework on weekends. – Я делаю домашнюю работу по выходным.
А если после них есть другие глаголы, значит их роль определяется как вспомогательная. Вот наглядные примеры:
I am watching TV. – Я смотрю телевизор.
I did not have a chance to go for a walk. – У меня не было возможности сходить на прогулку.
Mom have cooked lunch for the whole family. – Мама приготовила обед для всей семьи.
Иногда встречаются предложения, когда смысловой и вспомогательный глаголы совпадают. И это один из самых сложных моментов в этой теме. Разбирать его лучше на примерах.
В следующем предложении глагол to do дублируется, участвуя и в построении отрицания и выступая в роли смыслового глагола с прямым значением – сделать:
You didn't do anything useful around the house over the weekend. – Ты не сделал ничего полезного по дому за выходные.
Чтоб вы наглядно поняли смысл этого предложения предложим не самую правильную, но зато демонстративную конструкцию на русском языке: Ты не сделал никаких дел по дому в выходные.
Также дублироваться в одном предложении может и глагол to have, выполняя роль смыслового «иметь» и роль вспомогательного, формирующего прошедшее время:
Mark had had a fight with Antony. — Марк подрался с Энтони. Или дословно: Марк имел драку с Энтони.
Теперь вы понимаете, что тема вспомогательных глаголов идет рука об руку с временами в английском языке. Если вы с ними подружитесь, то употребление различной формы глаголов to be, to have, to do не вызовет у вас затруднений.
А подробнее с этой и другими темами английской грамматики можно познакомиться на курсах английского для детей и взрослых в языковой школе Divelang.
Мы предлагаем самые удобные варианты обучения: личное общение с преподавателем или удобное для многих онлайн-обучение. Это могут быть индивидуальные занятия английским или небольшими группами по 5 – 7 человек.
Все наши преподаватели имеют педагогический опыт не менее трех лет и в обязательном порядке прошли стажировку за границей. Они придерживаются современных взглядов на учебный процесс и используют максимально-эффективную коммуникативную методику. На занятиях 70 % времени уделяется общению, при этом усвоение нового материала не вызывает сложностей даже у новичков. Уже после первого занятия вы гарантированно заговорите на английском.