В современном глобализированном мире владение иностранными языками становится все более востребованным навыком. Знание английского, испанского, французского, китайского и других языков международного общения открывает множество возможностей — от туризма и знакомства с другими культурами до построения успешной карьеры и ведения бизнеса на международном уровне.
Поэтому эффективные методики преподавания иностранных языков сейчас как никогда актуальны. Один из самых прогрессивных и результативных подходов в этой сфере — коммуникативный метод обучения. Его главная цель — научить свободно общаться на иностранном языке и применять полученные знания на практике.
В этой статье мы подробно разберем, что такое коммуникативный подход, его ключевые принципы и особенности. Рассмотрим, как реализуется коммуникативная методика на занятиях, и в чем ее преимущества по сравнению с традиционными способами преподавания языков. Также поделимся опытом практического применения этого подхода в языковых школах.
Коммуникативный подход (Communicative approach) - современная методика обучения иностранным языкам, ориентированная на практику общения. Основная цель этого метода - научить свободно говорить на языке и применять полученные знания в реальной жизни.
Главный принцип коммуникативного подхода - "учимся общаться, общаясь". То есть язык осваивается не через зубрежку правил и выполнение механических упражнений, а через живое взаимодействие, моделирование ситуаций из жизни, диалоги, дискуссии и языковые игры. При этом грамматика и лексика изучаются в контексте их употребления, без отрыва от речевой практики.
Коммуникативная методика возникла в 70-х годах XX века в Великобритании и США как ответ на неэффективность традиционных подходов к преподаванию языков, в первую очередь грамматико-переводного и аудиолингвального методов. Их главные недостатки:
основной упор делается на изучение грамматики, заучивание слов и выполнение однообразных упражнений;
устной речи и коммуникации уделяется мало внимания;
учебные материалы оторваны от жизни и не готовят к реальным ситуациям общения.
В противовес этому, коммуникативный подход ставит во главу угла практику живого общения на изучаемом языке и максимально приближает процесс обучения к реальной коммуникации. Разберем подробнее его ключевые особенности.
Основные принципы коммуникативного подхода
1. Главное — коммуникация. Основная цель обучения — научиться общаться на языке и решать коммуникативные задачи. Грамматика, лексика, произношение — важные аспекты, но они изучаются как средства выражения смысла, а не как самоцель.
2. Естественность общения. Процесс обучения максимально приближен к ситуациям из реальной жизни. Используются аутентичные материалы — статьи, видео, подкасты и т.д. Учебные диалоги имитируют живую речь носителей языка.
3. Вовлеченность учащихся. Ученики — активные участники учебного процесса. Они постоянно вовлекаются в коммуникацию, работают в парах и группах, участвуют в ролевых играх, дискуссиях, решают коммуникативные задачи. Учитель больше выступает в роли организатора общения и консультанта.
4. Практическая направленность. Изучаемый материал ориентирован на применение в жизни. Отрабатываются реальные ситуации — общение с друзьями, поездка за границу, собеседование, телефонный разговор и т.д. Лексика и грамматика подбираются с учетом практической ценности.
5. Поэтапность формирования навыков. Коммуникативные навыки, как и языковые, осваиваются поэтапно — от восприятия и имитации речевых моделей до самостоятельного свободного общения. Задания усложняются постепенно, новый материал закрепляется в речи.
6. Комплексность. Языковые навыки (чтение, аудирование, говорение, письмо) развиваются в комплексе, во взаимосвязи друг с другом. Разные виды речевой деятельности сочетаются и дополняют друг друга на занятии.
7. Индивидуализация. Учитываются личностные особенности учащихся, их интересы, уровень владения языком. Задания адаптируются под конкретную группу. Поощряется проявление индивидуальности в речи.
8. Толерантность к ошибкам. Ошибки рассматриваются как неизбежная часть учебного процесса. Корректируются в основном грубые ошибки, мешающие пониманию. Зацикливаться на них не рекомендуется, чтобы не нарушать естественный ход коммуникации.
Это основные принципы коммуникативного подхода в обучении иностранным языкам. Теперь посмотрим, как они реализуются на практике.
Коммуникативная методика предполагает широкий спектр интерактивных форм работы и разнообразие учебных активностей. Типичное коммуникативное занятие включает:
1. Речевую разминку. В начале урока обычно проводится речевая разминка - краткое обсуждение какой-либо темы, чтобы настроиться на общение на иностранном языке. Это могут быть простые вопросы "Как дела?", "Чем занимались на выходных?", короткий обмен мнениями о последних новостях, погоде и т.п.
2. Презентацию нового материала. Новая лексика и грамматические конструкции вводятся в контексте, в связи с определенной коммуникативной задачей или ситуацией. Например, лексика по теме "Путешествия" представляется в рамках обсуждения планов на отпуск. Грамматические структуры объясняются на примерах, без углубления в теорию.
3. Отработку в речи. Основная часть занятия посвящена речевой практике. Учащиеся активно используют новый материал в коммуникативных заданиях - составляют диалоги по образцу, инсценируют ситуации, участвуют в ролевых играх, обсуждениях, решают кейсы. Всё общение ведется на иностранном языке. При необходимости учитель поясняет непонятные моменты, но больше выступает как партнер по коммуникации.
4. Задания на аудирование и чтение. Для развития рецептивных навыков используются аутентичные аудио и видеоматериалы, тексты из реальных источников - СМИ, блогов, литературы. К ним даются коммуникативные задания - ответить на вопросы, пересказать содержание, высказать свое мнение, провести дискуссию на основе прочитанного/услышанного.
5. Творческие задания. Поощряется самовыражение и креативность. Учащиеся готовят презентации, пишут письма, эссе, рассказы, разыгрывают сценки, устраивают дебаты и круглые столы. Это позволяет проявить индивидуальность и применить язык для решения интересных коммуникативных задач.
6. Работу в группах. Коммуникативная методика предполагает постоянное взаимодействие учащихся друг с другом. Работа в парах, тройках, мини-группах - обязательный элемент каждого занятия. Совместное выполнение заданий позволяет максимально приблизить учебный процесс к ситуациям реального общения и сделать его более естественным.
7. Рефлексию. В конце занятия полезно кратко обсудить, что удалось, какие были трудности в общении, что помогло их преодолеть. Это учит анализировать свою коммуникацию и повышает мотивацию. Учитель дает конструктивную обратную связь и обозначает зоны роста.
Это общая схема построения коммуникативного занятия по иностранному языку. Конкретные формы работы могут варьироваться в зависимости от уровня группы, изучаемой темы, индивидуальных целей учащихся.
У коммуникативной методики обучения иностранным языкам есть ряд неоспоримых преимуществ:
1. Высокая эффективность. Обучение в условиях, максимально приближенных к реальному общению, дает отличные практические результаты. Учащиеся не просто накапливают теоретические знания, но и учатся применять их в жизни. В результате коммуникативного курса человек может достаточно бегло изъясняться на актуальные темы, не испытывая "языкового барьера".
2. Быстрое преодоление страха общения. Постоянная речевая практика помогает быстро избавиться от стеснения и неуверенности в своих силах. Снижается страх сделать ошибку или показаться смешным. Психологический комфорт на занятиях способствует активному включению в общение и ускоряет прогресс.
3. Повышение мотивации. Интерактивная форма обучения и практическая польза изучаемого материала повышают интерес к языку. Ученики видят, как знания применяются в жизни, и это очень мотивирует. Творческие задания и живое общение делают процесс увлекательным. Язык воспринимается не как свод правил, а как инструмент самовыражения и достижения целей.
4. Активизация мышления. В ходе коммуникативных заданий учащиеся учатся думать на языке, а не просто переводить с родного. Поиск нужных слов и конструкций для выражения мысли тренирует беглость речи и навыки спонтанного общения. Обсуждение интересных тем стимулирует желание высказаться, аргументировать свою позицию, искать убедительные доводы на иностранном языке.
5. Развитие коммуникабельности. В процессе постоянного речевого взаимодействия развиваются не только языковые, но и общекоммуникативные навыки. Умение выразить свою мысль, поддержать разговор, убедить собеседника, найти компромисс - все это универсальные компетенции, которые потом пригодятся и в жизни, и в профессии.
6. Индивидуальный подход. Коммуникативная методика позволяет учитывать личностные особенности и цели учащихся, адаптировать материал под их интересы и уровень. В ходе общения проявляются сильные и слабые стороны каждого ученика, что дает возможность давать индивидуальные рекомендации и корректировать программу.
Это основные плюсы коммуникативного подхода в преподавании иностранных языков. Он позволяет учить язык естественно и увлекательно, в процессе живого общения и решения интересных речевых задач. Что немаловажно — навыки, полученные на таких занятиях, легко переносятся в реальную жизнь.
Коммуникативная методика уже много лет успешно применяется в языковых школах по всему миру. Наша школа Divelang тоже активно использует этот подход в преподавании английского, испанского, французского, немецкого и других языков.
Программы выстраиваются вокруг реальных коммуникативных ситуаций. Например, в курсе общего английского отрабатываются такие темы, как путешествия, шоппинг, СМИ и новости, искусство и культура, работа и карьера. Новый материал изучается на живых примерах, с опорой на аутентичный видео и аудиоконтент.
Основные активности на занятиях — групповые дискуссии, презентации, аудирование и разбор сюжетов, диалоги и ролевые игры, мозговые штурмы, мини-конференции. Теория дается только в привязке к речевой практике.