Вспомогательные глаголы или «auxiliary verb» в английском языке – это скромные помощники, без которых не построить грамотное предложение. Им не принадлежит собственное лексическое значение, а значит при переводе на русский язык они чаще всего просто упускаются. Употребление вспомогательных глаголов в английском языке несет на себе определенные функции:
I may go for a walk – Я возможно пойду гулять.
I have eaten chocolate ice cream. – Я съел это шоколадное мороженое.
I am haunted by failure. – Меня преследуют неудачи.
Всего в английском 5 вспомогательных глаголов, которые, если они выступают в роли смысловых или модальных, можно дословно перевести так:
to be – быть, являться;
to have – иметь;
to do – делать;
will (would) – не имеет перевода;
shall (should) – не имеет перевода.
Вспомогательные глаголы – одна из важнейших тем на курсах английского языка для детей и подростков. Также этой теме посвящено немало времени и на занятиях для взрослых.
Давайте разберем каждый вспомогательный глагол и составим шпаргалку, чтоб на первых порах уметь быстро и правильно их применить.
В английском языке вспомогательный глагол «to do» – один из самых распространенных и важных. Он относится к неправильным глаголам и может использоваться самостоятельно и являться смысловым глаголом с переводом «делать», «заниматься»:
I'm just doing my job. – Я просто выполняю свою работу.
I do chores around the house – Я занимаюсь работой по дому.
Just do it! – Просто делай это!
Однако чаще всего он встречается именно в роли вспомогательного. Его главная роль – построение вопросительных и отрицательных предложений в настоящем и прошлом простом временах.
Для построения вопросительного предложения глагол выносится на первую позицию, а после него располагается местоимение, указывающее на объект вопроса или его название. Кстати, в третьем лице он трансформируется в does.
Do you like coffee? – Вы любите кофе?
Does your mom like coffee? – Твоя мама любит кофе?
Does your little brother like fantasy stories? – Твой младший брат любит фантастические рассказы?
Чтоб сформировать отрицательный ответ, следует поместить вспомогательный глагол «to do», видоизменив его в соответствие с лицом, после местоимения или существительного, выступающих в роли подлежащего.
I do nоt like coffee. – Я не люблю кофе.
My mom does not like coffee. – Моя мама не любит кофе.
My little brother does not like science fiction stories. – Мой младший брат не любит фантастические рассказы.
Очень часто отрицательную конструкцию «do nоt» заменяют сокращенным вариантом: don't или doesn't. При этом смысл фразы совершенно не изменяется:
I don't like coffee. – Я не люблю кофе.
My mom doesn't like coffee. – Моя мама не любит кофе.
My little brother doesn't like science fiction stories. – Мой младший брат не любит фантастические рассказы.
Также вспомогательный глагол «to do» участвует в построении кратких утвердительных и отрицательных ответов на вопрос:
Do you play hockey? – Ты играешь в хоккей?
Yes, I do. – Да./Да, играю.
No, I don't. – Нет./Нет, не играю.
Does she play the violin? – Она играет на скрипке?
Yes, she does. – Да./Да, играет.
No, she doesn’t. – Нет./Нет, не играет.
В некоторых предложениях глагол «to do» может встречаться два раза: в качестве смыслового и в качестве вспомогательного глагола. Самый яркий и распространенный пример:
What do you do? – Что ты делаешь?
To be – второй по распространенности вспомогательный глагол. Главной его особенностью является спряжение по лицам в настоящем времени:
В прошедшем простом времени:
В прошедшем продолженном:
Глагол «to be» в зависимости от конструкции предложения может выступать в качестве смыслового:
Can you be my teacher? – Сможете Вы быть моим учителем?
Также он часто выступает в роли связующего глагола в составе сложного сказуемого состоящего из глагола и существительного. Чаще всего эта конструкция подразумевает «быть кем-то» или «являться кем-то». При переводе на русский язык глагол-связка упускается. Например:
I'm a first grade student. – Я ученик первого класса.
He is an English teacher. – Он учитель английского языка.
В качестве вспомогательного глагола он выступает в следующих ситуациях:
I'm reading an interesting historical novel. – Я читаю интересную историческую повесть.
We are waiting for the intermission to drink coffee. – Мы ждем антракта, чтоб выпить кофе.
The letters were delivered on time. – Письма были доставлены в срок.
A new building at the university is currently under construction. – Новый корпус в университете сейчас строится.
Глагол «to have» в соответствие со структурой предложения и формой подлежащего может принимать одну из следующих временных форм:
Он также способен выступать в роли основного глагола-действия с переводом «есть, владеть, иметь»:
I have three cats. – У меня (есть) три кошки.
I don't have a dog. – У меня нет собаки.
В качестве вспомогательного глагола он выступает в конструкциях всех совершенных времен:
I have read a book about the history of Greece. – Я прочитал книгу об истории Греции.
We had finished our geography report this weekend. – Мы закончили доклад по географии на выходных.
I will have done my math homework for Monday. – Я выполнил домашнее задание по математике на понедельник.
Will и would (прошедшее время) – вспомогательные глаголы английского, которые применяются для построения конструкций сложных глаголов будущего времени.
This summer will be very hot. – Будущее лето станет очень жарким.
I will be studying all week to prepare for the exam. – Я буду учиться всю неделю, чтоб подготовиться к экзамену.
Часто глагол «will/ would» применяется в речевых конструкциях с условиями:
I will change my mind if you change yours. – Я могу поменять мнение, если и ты поменяешь свое.
If the winter is snowy, we will ski. – Если зима будет снежной, мы покатаемся на лыжах.
Нередко глагол «will» способен выступать и в роли модального для придания повествованию уверенности и решимости.
I will not surrender. – Я не буду сдаваться.
К сожалению вспомогательный глагол «shall» постепенно выходит из обихода и его довольно редко можно встретить в устной речи. Он остался лишь в старинных учебниках и книгах, например, в рассказах Артура Конан Дойла о великом английском сыщике Холмсе. В современной устной речи и письменном английском языке его активно заменяет указанный выше глагол «will». Но все же в некоторых методичках еще встречаются правила использования этой формы. В общем то они соответствуют предыдущему глаголу:
We shall discuss it later. – Мы обговорим все позднее.
I told him that I should meet him at the gate. – Я сообщила, что встречусь с ним у двери.
А вот в качестве модального глагола «shall» довольно распространен, имеет значение «следует» или «должен», и не считается устаревшей формой.
Теперь Вы знаете основные формы вспомогательных глаголов в английском языке и умеете их применять. А сохранив эту статью в виде шпаргалки, сможете при необходимости быстро освежить свои знания на первых этапах изучения английского языка онлайн или с преподавателем.
А если Вас интересуют и другие темы, например неправильные глаголы или артикли в английском языке, приглашаем на занятия в языковую школу Divelang. Вас ждут удобные форматы обучения: дистанционно или лично с педагогом, групповые и индивидуальные занятия, а также клуб для практики и общения. Учебный процесс ведется с применением современных коммуникативных методик. Это значит, что минимум три четверти урока будет посвящено общению, в процессе которого Вы эффективно и без усилий освоите и грамматику, и лексику. Ждем учеников любого возраста и уровня подготовки.